Новости

Зебровые амадины различили похожие вокализации по смыслу. Они отличали похожие по звучанию, но разные по значению сигналы

Исследователи из США показали, что зебровые амадины распознают и различают одиннадцать типов вокализаций своего вокального репертуара. В тестах птицы иногда путали не только похожие по звучанию сигналы, но и похожие по смыслу — то есть у птиц есть некое ментальное представление того, что значит каждый тип вокализаций. Статья опубликованы в журнале Science.

Социальные животные нередко имеют в арсенале множество вокализаций на разные случаи жизни. Одни сигналы нужны, чтобы сообщить сородичам о приближающемся хищнике, другие — чтобы привлечь партнера или попросить о помощи. Ученые определяют значения разных вокализаций, опираясь на поведенческий контекст, в котором животные издают их. Однако не ясно, есть ли в сигналах какой-то смысл для самих животных, или же они реагируют на них автоматически.

Чтобы это выяснить, ученые из Калифорнийского университета в Беркли во главе с Джулией Эли (Julie E. Elie) провели эксперимент с зебровыми амадинами (Taeniopygia guttata), вокальный репертуар которых включает одиннадцать типов сигналов. Шести самцам и шести самкам предлагали отличить разные по значению вокализации друг от друга. Для этого птиц помещали в камеру с кнопкой и включали записи этих вокализаций. В каждом эксперименте только один тип вокализаций вознаграждался — для этого амадины должны были шесть секунд не нажимать кнопку. В остальных случаях птицы должны были нажать кнопку, чтобы перейти к следующему звуку. Ученые использовали более сотни записей каждого типа вокализаций — и таким образом каждый раз сигналы одного типа были представлены новой записью. Это позволяло исключить ситуацию, в которой птицы бы просто запомнили нужный образец. Для каждого испытуемого в качестве вознаграждаемого стимула по очереди использовались все одиннадцать типов вокализаций.

Все типы сигналов амадины явно отличали от остальных: вероятность правильного выбора в каждом случае была примерно в десять и более раз выше вероятности ошибки. Птицы путали вокализации в основном в двух случаях: если они были схожи по звучанию или по смыслу. При этом схожие по значению сигналы птицы могли перепутать с большей вероятностью, чем предсказывало их акустическое сходство. Это подтверждало, что вокализации для них имеют конкретные значения.

Затем ученые поменяли правила: если до этого каждый новый образец вокализации определенного типа вознаграждался, то теперь вознаграждали только за те сигналы, которые птицы уже слышали, а новые образцы вознаграждать перестали. Какое-то время амадины как бы по привычке относили новые образцы к старым вознаграждаемым категориям — прежде чем освоить изменившиеся правила. Это дополнительно подтверждало, что изначально птицы опирались на уже имеющиеся у них представления о том, что значат те или иные сигналы, а не просто запоминали их.

Таким образом, амадины различали все одиннадцать категорий сигналов, определенных учеными. Поскольку каждый раз ученые использовали новые записи вокализаций, птицы не могли просто запомнить их, а значит, им каждый раз приходилось относить каждый звук к той или иной категории. Авторы заключили, что у птиц есть устойчивая ментальная классификация вокализаций, а значит — и мысленные представления их значений.

Ранее ученые нашли нейронные шаблоны для вокализаций в мозге волнистых попугайчиков. Скорее всего, эти шаблоны позволяют попугайчикам расширять вокальный репертуар, не ограничиваясь несколькими типами звуков.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × четыре =

Кнопка «Наверх»