Морской археолог Драгомир Гарбов описал отлично сохранившийся голландский корабль, затонувший в Черном море, по-видимому, в середине XIX века. Он представляет собой парусное торговое судно типа коф, которое, вполне вероятно, потерпело крушение во время шторма. Хотя точно определить, что это было за судно, пока нельзя, больше всего на эту роль подходит голландский коф «Катарина», ушедший на дно в 1858 году на пути к Босфору. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Maritime Archaeology.
Научные организации Болгарии в сотрудничестве с Саутгемптонским университетом и некоторыми другими исследовательскими центрами в течение 2015–2017 годов реализовывали «Черноморский археологический проект» (Black Sea MAP). В рамках него ученые изучали затопленные в результате трансгрессии моря бывшие участки суши, а также обследовали десятки кораблей, затонувших в разные исторические эпохи. В распоряжении команды проекта было исследовательское судно «Стрил Эксплорер», оснащенное передовыми системами для подводной съемки, в том числе дистанционно управляемыми аппаратами, которые способны погружаться на большую глубину и заниматься геофизической разведкой.
За время проекта ученые выявили обломки кораблей и хорошо сохранившиеся деревянные суда, самые ранние из которых затонули, по-видимому, примерно 2500 лет назад. Одному из затонувших кораблей и посвятил статью Драгомир Гарбов (Dragomir Garbov) из Института морской археологии в Колледж-Стейшене (Техас). В 2017 году на болгарском континентальном шельфе исследователи обнаружили превосходно сохранившееся торговое судно, которое затонуло примерно в 22 морских милях (41 километре) от села Синеморец (Болгария) и 57 морских милях (106 километрах) от входа в пролив Босфор.
На глубине около 90 метров команда проекта нашла лежащее на правом борту старинное торговое судно, которое, по всей видимости, имело голландское происхождение. Хотя левая часть корпуса пострадала от внешних факторов и немного разрушилась, правая, вероятно, сохранилась почти в первоначальном виде, поскольку она законсервирована морскими отложениями. Более того, несмотря на то, что корабль затонул вдалеке от анаэробной зоны Черного моря, он, похоже, мало пострадал от корабельных червей. По крайней мере ученые не заметили значительных повреждений во время визуального осмотра.
Исследователи определили, что длина судна составляет 20,2 метра, максимальная ширина — 4,7 метра, а его водоизмещение составляло приблизительно 100 тонн. Двухмачтовый парусник, скорее всего, представлял собой голландский коф — тип торговых судов малого и среднего класса с небольшой осадкой, что позволяло ему передвигаться не только по морю, но и по некоторым речным путям. Расцвет этого типа судов пришелся на XVIII–XIX века, когда их активно использовали для торговли по Северному и Балтийскому моря и даже в более отдаленных регионах — вплоть до Америки. В Черном море, по данным автора новой статьи, затонувший коф нашли впервые.
По всей видимости, найденное торговое судно относится к XIX веку, то есть к периоду, когда западноевропейские парусники часто заходили за товарами в черноморские порты, что стало возможным после Кючук-Кайнарджийского мира между Российской и Османской империями. Судя по всему, коф ушел на дно во время шторма, в который он попал, когда двигался из порта в сторону Босфора. Неясно, спасся ли экипаж судна, но у его борта исследователи заметили лишь одну спасательную шлюпку, хотя обычно их было две. Поэтому, вполне вероятно, что команда успела покинуть судно, пока оно не затонуло.
По данным Гарбова, торговое судно построили во второй или третьей трети XIX века, и примерно тогда же оно затонуло. Исследователь отметил, что в новостных заметках того периода сообщалось как минимум о 24 голландских, бельгийских и ганноверских деревянных торговых судах, затонувших в западной части Черного моря между 1820 и 1877 годами, причем большинство из них (n = 19) — в 1850-х годах. В семи случаях также сообщалось о полной гибели экипажа. Хотя нельзя точно сказать, какой конкретно корабль нашли на этот раз, пока главный кандидат — это построенный в 1849 году голландский коф «Катарина», который затонул примерно в том же районе в конце декабря 1858 года.
Недавно на N + 1 рассказывали о результатах исследования других кораблекрушений. Так, у берегов Сингапура подводные археологи обнаружили 3,5 тонны китайской посуды, которую перевозили на средневековом судне в XIV веке нашей эры. А недалеко от берегов Китая ученые обследовали остатки старинного судна, затонувшего в конце XII веке вместе с разнообразным грузом, в том числе с сосудами, в которых хранились алкогольные напитки.