Исследователи привлекли профессионального татуировщика и проанализировали фотографии татуировок на мумифицированном теле знатной пазырыкской женщины, останки которой много лет назад раскопали в Горном Алтае в кургане раннего железного века. Ученые не только определили технику и предполагаемые типы инструментов, с помощью которых были сделаны рисунки на теле этой дамы, но и заметили, что татуировки на правой и левой руках отличались качеством своего исполнения. Видимо, их делали два разных человека, или же один мастер, но на разных этапах своего профессионального становления. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Antiquity.
Татуировка — один из древних способов модификации человеческого тела, корни которого, по-видимому, уходят в эпоху палеолита. Однако неоспоримые доказательства относятся к более поздним временам, от которых до наших дней сохранились мумифицированные тела людей, украшенные перманентными рисунками. Пожалуй, самая известная находка — это ледяная мумия Этци, которая принадлежала мужчине, погибшему больше пяти тысяч лет назад в Альпах (подробнее об этом человеке читайте в материале «Из пропасти во льду»). На его теле исследователи насчитали 61 татуировку, сделанную с помощью техники хендпоук.
Изысканные татуировки сохранились и на телах представителей пазырыкской культуры, которая существовала на Алтае в VI–III веках до нашей эры, то есть в раннем железном веке. В ряде курганов этой культуры исследователи обнаружили мумифицированные тела людей и множество изделий из органических материалов, дошедших до наших дней благодаря ледяным линзам. На нескольких мумиях из курганов в урочище Пазырык, памятников Ак-Алаха-3, Верх-Кальджин-2 и Олон-Курин-Гол-10 ученые выявили разнообразные татуировки, многие из которых в настоящее время уже не видны невооруженным глазом.
Одному из таких тел посвятил статью Джино Каспари (Gino Caspari) из Института эволюционной геоантропологии Общества Макса Планка и его коллеги из Казахстана, России, США и Франции. Исследователи сосредоточили внимание на мумифицированных останках из пятого Пазырыкского кургана, впервые раскопанного еще в 1949 году в Улаганском районе Республики Алтай. Тогда археологи обнаружили в гробнице мумии взрослых мужчины и женщины, которые предположительно были пазырыкским вождем и его супругой.
Долгое время специалисты не замечали никаких татуировок на мумиях этих людей, хранящихся в Государственном Эрмитаже. Но уже в начале XXI века судебно-медицинские эксперты посоветовали им сфотографировать останки в отраженных инфракрасных лучах, благодаря чему получилось сделать замечательное открытие, поскольку покрытые татуировками участки кожи поглощают инфракрасные лучи из-за входящий в состав краски сажи. Так, ученые выявили изображений на теле взрослой женщины (предполагаемой супруги вождя), прожившей около 50 лет.
Руки этой древней женщины украшены целыми композициями. На ее левом предплечье изображена хищная птица, вцепившаяся в падающего оленя или лося. На большом пальце той же руки исследователи зафиксировали изображение птицы — вероятно, петуха, а на безымянном — лотос. На другой руке присутствует еще более сложная композиция из двух тигров и барса, которые атакуют оленя и лося (или пятнистую лань). Татуировки на теле знатной дамы не ограничиваются этими изображениями, но они — самые яркие и одни из самых сложных по исполнению среди известных пазырыкских татуировок.
Благодаря методам фотограмметрии ученые построили трехмерную модель мумии с хорошо видимыми татуировками, для исследования которых также привлекли профессионального тату-мастера. Анализ татуировок показал, что женщине прокалывали кожу несколькими заостренными орудиями разной толщины. Так, хотя большинство линий сделаны острием одинаковой толщины, часть изображений сделана более тонким инструментом. Например, с его помощью сделаны узоры на кончиках рогов копытных животных.
Исследователи также акцентировали внимание на том, что композиции на правом и левом предплечьях заметно отличаются по качеству своего исполнения. Так, композиция на правой руке, созданная как минимум за два сеанса, выделяется более тщательной проработкой деталей (например, копыт, лап и кончиков рогов) и большим разнообразием техник исполнения, если сравнивать ее с татуировками на левой руке. Скорее всего, их делали два разных мастера, или же один и тот же человек, но на разных этапах развития своих профессиональных навыков.
Ранее на N + 1 рассказывали, как ученые исследовали татуировки на 1200-летних мумиях чанкайской культуры, которая существовала на территории Перу. Они разглядели крайне мелкие детали изображений и обнаружили, что толщина некоторых линий достигала всего лишь 0,1–0,2 миллиметра.