Новости

Технологии гиперзвукового двигателя обанкротившейся Reaction Engines используют в самолете Invictus. Он будет разгоняться до пяти Махов

Британская группа компаний под руководством Frazer-Nash объявила о запуске программы Invictus, в рамках которой планируется к 2031 году создать гиперзвуковой самолет, способный летать на скоростях свыше пяти Махов. В нем будет использоваться технология охлаждения воздуха, изначально разработанная для реактивно-ракетного двигателя SABRE, сообщает New Atlas. Изначально SABRE разрабатывался для перспективного космоплана Skylon, но в 2024 году компания Reaction Engines обанкротилась.

В течение 35 лет британская компания Reaction Engines работала над проектом космоплана Skylon, способного взлетать и садиться как самолет и самостоятельно выходить на низкую околоземную орбиту без ракеты-носителя. Чтобы этого достичь, двигатели летательного аппарата разрабатывали как универсальные: для взлета и полета в плотных слоях атмосферы они должны работать как обычные турбореактивные, используя кислород из воздуха и экономя тем самым массу, а на большой высоте планировалось переключаться в полностью ракетный режим с использованием окислителя из внутренних баков. Технология реактивно-ракетного двигателя, над которой много лет трудились инженеры Reaction Engines, поллучила название SABRE (Synergetic Air Breathing Rocket Engine).

Один из важнейших компонентов SABRE — система предварительного охлаждения воздуха (предохладитель). Когда воздушный поток на скорости в несколько Махов попадает в воздухозаборник, он сжимается и нагревается до температуры более тысячи градусов, что критично как для конструкции двигателя, так и для эффективного сжигания топлива. Поэтому задача системы охлаждения — быстро снизить температуру потока до приемлемой. Предохладитель, разработанный в Reaction Engines, должен был охлаждать гиперзвуковой воздушный поток с 1000 градусов до −150 за 1/20 секунды. В 2019 году прототип системы охлаждения был успешно испытан. Однако в 2024 году, несмотря на достигнутые результаты, компания столкнулась с денежными трудностями и, не найдя новые источники финансирования, прекратила свое существование.

Теперь группа компаний под руководством Frazer-Nash при поддержке Европейского космического агентства решила возродить перспективную технологию в новом облике. В рамках программы, названной Invictus, планируется разработать многоразовый гиперзвуковой самолет, способный самостоятельно взлетать и садиться на обычную взлетно-посадочную полосу и достигать в полете скорости свыше пяти Махов. Помимо Frazer-Nash, в проекте также участвует американский производитель авиакомпонентов Spirit AeroSystems, Крэнфилдский университет и ряд других компаний, а к разработке будет привлечена команда специалистов из бывшей Reaction Engines.

На первом этапе программы Invictus, который продлится двенадцать месяцев, будет разработан детальный концепт-проект будущего самолета и всех его систем. Основная задача — продемонстрировать эффективность силовой установки на водородном топливе с предварительным охлаждением воздуха с помощью предохладителя на гиперзвуковых скоростях. Конечной же целью будет постройка и запуск гиперзвукового самолета к началу 2031 года. Кроме этого, хотя непосредственной целью Invictus заявляется достижение гиперзвуковой скорости в атмосфере, в пресс-релизе подчеркивается, что проект в будущем может стать основой для аппаратов, способных выходить на орбиту.

Более подробно об истории появления комбинированных двигателей для летательных аппаратов, включая британский SABRE, можно узнать из нашего материала «Комбинатор скорости».

Источник

Нажмите, чтобы оценить статью
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»