
Британские исследователи изучили особенности римской мозаики, которую местные жители в 2020 году случайно обнаружили в графстве Лестершир. Ученые заметили, что изображенные на мозаике сюжеты из Троянской войны, посвященные сражению между Ахиллом и Гектором и его последствиям, скорее всего, восходят не к гомеровской «Илиаде», а к произведению Эсхила «Фригийцы». Об этом они пишут в статье, опубликованной в журнале Britannia.
Летом 2020 года в английском Ратленде (графство Лестершир) британская семья случайно открыла ценный археологический памятник. Во время прогулки по собственным сельскохозяйственным угодьям люди обнаружили необычные фрагменты керамики, после чего один из членов этой семьи Джим Ирвин изучил участок с находками на спутниковых снимках в Google Earth. Он заметил, что на кадрах просматриваются очертания какого-то сооружения, скрытого под землей. Убедившись, что под полем, возможно, находится древний памятник, мужчина сообщил об открытии в отдел по охране исторического и природного наследия Совета графства Лестершир.
Последовавшие археологические исследования показали, что на этом участке сохранился крупный памятник римского времени (предварительно — III–IV веков нашей эры), размер которого сопоставим примерно с пятью футбольными полями. Ученые обнаружили руины древней виллы с термами, владельцем которой был богатый человек. Самыми яркими находками, связанными с этим комплексом, о которых ранее сообщали археологи, выступают античные мозаики, на одной из которых изображена сцена битвы между Ахиллом и Гектором.
Теперь статью, посвященную этой мозаике, опубликовали Джейн Масселья (Jane Masséglia) и ее коллеги из Лестерского университета. По уточненным данным, размер этой мозаики составляет примерно 10 × 5,3 метра. Первоначально она украшала пол триклиния (обеденного зала) или гостиной комнаты. Во время раскопок археологи обнаружили керамические изделия и монеты, которые указали на то, что помещение, в котором располагалась мозаика, использовалось в конце IV века нашей эры.
Мозаика состоит из четырех частей, на трех из которых изображены сюжеты из Троянской войны. Первая сцена представляет собой сражение между Ахиллом и Гектором, которое проходило у стен Трои после того, как троянский царевич убил Патрокла. Вторая часть мозаики посвящена эпизоду, когда победивший Гектора Ахилл увозит его тело в лагерь греков, привязав к колеснице. А третья — выкупу троянским царем Приамом обезображенного тела своего мертвого сына.
Исследователи обратили внимание на ряд деталей этого триптиха, которые отличаются от классического описания Троянской войны в «Илиаде» Гомера. Например, во время битвы и Ахилл, и Гектор изображены несущимися друг на друга с копьями в колесницах, запряженных парами лошадей, а не сражаются спешенными. В гомеровском же произведении прямо говорится, что нельзя одновременно управлять колесницей и сражаться. На второй сцене на теле поверженного царевича можно увидеть пятна крови (согласно мифу, тело Гектора уберег от этого бог Аполлон). А на третьей части мозаики можно наблюдать, что между троянским царем Приамом, держащим два золотых сосуда, и сидящим на троне Ахиллом стоит человек, держащий большие весы, на одной чаше которых лежит мертвый царевич, а на другой — золотое блюдо. То есть, судя по этому изображению, за Гектора Приам должен был заплатить золотом выкуп равный по весу его телу, о чем также не говорится в «Илиаде».
Перечисленные и некоторые другие более мелкие детали позволили авторам статьи заключить, что художник, создавший мозаики, вдохновлялся не гомеровской «Илиадой». Некоторые особенности (например, кровавые пятна на теле Гектора во второй сцене) можно списать на то, что мастер не очень хорошо помнил детали классического произведения, решил дополнить это от себя или вдохновился какой-то уже существовавшей работой.
Однако другие серьезные неувязки позволили заключить, что гомеровская «Илиада» не была источником, сюжеты из которого воплотил художник. По-видимому, они происходят из более поздней трагедии Эсхила «Фригийцы» (она же — «Выкуп тела Гектора»), текст которой практически полностью утрачен. Исследователи предложили несколько сценариев, касающихся создания мозаики. Во-первых, мастер мог воспроизвести в мозаике уже существовавшие иллюстрации к произведению Эсхила. Второй сценарий: он вдохновился более поздними пересказами его сочинения в римских текстах, сопровождавшимися соответствующими изображениями. И третий: мозаика из Лестершира создана под влиянием не конкретного произведения, а под влиянием различных художественных образов, существовавших на тот момент в римской культуре.
Сюжеты античной мифологии часто изображались на римских мозаиках. Например, несколько лет назад во время раскопок древнего города Сиедра, который находится на юге современной Турции, археологи обнаружили большую напольную мозаику, длина которой составляет почти 22 метра, а ширина — около 8 метров. По словам исследователей, на ней изображены сцены с 12 подвигам Геракла.


