Блоги

«Сто дней во власти безумия: руандийский геноцид 1994 года». Кто руководил резней в Гисеньи

Казалось бы, трагедия, по масштабам сравнимая с Холокостом, не могла произойти в конце ХХ века. Однако с 6 апреля по 17 июля 1994 года в Руанде, по официальным оценкам, было убито по меньшей мере 937 тысяч человек. Жертвами расправ, совершавшихся по указанию политической элиты страны, в подавляющем большинстве стали тутси. В книге «Сто дней во власти безумия: руандийский геноцид 1994 год» («Издательский дом Высшей школы экономики») историк Иван Кривушин рассказывает, что предшествовало массовым убийствам и почему международное сообщество не смогло ни предотвратить, ни остановить их. Книга вошла в длинный список премии «Просветитель» 2025 года. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о том, как офицер руандийской армии Анатоль Нсенгийюмва руководил истреблением тутси.

Роль армии: Гисеньи

Резня начала быстро распространяться по всей стране. В первую очередь она охватила префектуры Гисеньи и Рухенгери, являвшиеся политическими бастионами правящей партии. Главным организатором

Анализ резни в Гисеньи основывается на материалах процесса Багосоры и его окружения. См.: ICTR/Bagosora.

— и в этом его особенность — стал 43-летний

Звание подполковника Нсенгийюмва получил в октябре 1988 года.

Анатоль Нсенгийюмва, командующий местным оперативным сектором с 13 июня 1993 года, адъютант Хабьяриманы в 1974–1976 годах, начальник военной разведки в 1976–1981, 1984–1988, 1988–1993 годах и член АМАСАСУ. Приказ организовать резню тутси поступил от Нсенгийюмвы, и информацию о ходе операции руководство МО (Багосора) получало непосредственно от него.

По свидетельству очевидцев, вечером 6 апреля Багосора сообщил Нсенгийюмве о гибели президента. Сразу после этого между 21:00 и 22:00 в военный лагерь Бутотори были вызваны командиры рот. Начальник лагеря

Он был ответственным за привлечение в состав АМАСАСУ младших офицеров, единственным лейтенантом ВСР, которого оппозиционные газеты называли членом эскадрона смерти.

, член АМАСАСУ, информировал их о случившемся. После этого появился Нсенгийюмва и отдал приказ Бизумуремьи: «Ты должен немедленно начать работу, чтобы покончить с этими иньензи («тараканами» — пейоративное обозначение повстанцев тутси. — И. К.) в кратчайшие сроки». Командиры рот построили своих солдат на плацу и приказали им находиться в боевой готовности. Затем в лагерь прибыл руководитель импузамугамби в коммуне Рубаву Барнабе Самвура и имел с Нсенгийюмвой длительную беседу. Тогда же перед толпой милиционеров (около 200 человек), собравшейся перед лагерем, выступил Бизумуремьи, который по поручению Нсенгийюмвы заявил: «Военные отправились делать свою обычную работу. Что касается вас, то и вы должны приступить к “работе”… к вашей “работе”. Обойдите всех; не щадите никого, даже младенцев. Делайте это очень быстро, так чтобы к утру уже все было кончено». Милиционеры сразу отправились в город, а за ними спустя некоторое время и Бизумуремьи. В ту ночь Нсенгийюмву еще трижды вызывал по телефону Багосора. Во время разговора в 2:30 Нсенгийюмва заявил, что «апокалипсис» вот-вот начнется. Действительно, уже ночью с 6 на 7 апреля город Гисеньи и родное селение погибшего президента Рамбура стали ареной нападений на тутси и отдельных хуту. Около четырех часов утра в лагерь вернулся Бизумуремьи и сообщил, что запланированные операции в Рубаву уже закончились и теперь работа будет продолжена в сельских зонах. Эту информацию Нсенгийюмва во время следующего разговора передал Багосоре. После нового разговора в 6:00 Нсенгийюмва сказал Бизумуремьи, что Багосора настаивает на аресте

Еще в 1991 году «Кangura» обвинила Кабилиги в том, что во время своих постоянных поездок за границу он передавал информацию РПФ. С этого времени он постоянно получал угрозы.

, члена СДП, главы отделения Экономического сообщества стран Великих озер в Гисеньи, уроженца префектуры Бутаре, наполовину тутси.

К утру Гисеньи был покрыт блокпостами интерахамве и импузамугамби. На рассвете Нсенгийюмва проехал по городу, спрашивая милиционеров на блокпостах, как продвигается их «работа». Затем он снова собрал их в военном лагере и приказал выдать им оружие. Нсенгийюмва говорил каждому, что необходимо истребить тутси за то, что они убили президента. После этого интерахамве разделились на 10 групп, к каждой из которых присоединилось несколько солдат в гражданской одежде, и отправились в город продолжить свою «работу». 

Ряд очевидцев сообщает, что весь день 7 апреля Нсенгийюмва проявлял большую активность. Вместе с Самвурой и лидером местных интерахамве Бернаром Муньягишари он разъезжал по Гисеньи на джипе, обращался с призывами к группам милиционеров и местных жителей и организовывал раздачу оружия. Есть свидетельства о двух его выступлениях у автостанции Гисеньи: утром 7 апреля он сказал толпе: «Отец нации умер! Нужно обеспечить ему спокойный сон. Он был убит тутси. Идите убивать, и если вам нужна подмога, то я дам ее вам»; во второй половине дня Нсенгийюмва сообщил, что враг уже предпринял нападение и его необходимо выявить; он также пообещал передать оружие Муньягишари для распределения его среди местного населения. Существует информация и о том, что около 15:00 в военном лагере в присутствии милиционеров, прибывших сюда с блокпостов по приказу Бизумуремьи, и 20 лидеров интерахамве Нсенгийюмва потребовал от двух советников сектора Бьяхи не допустить бегства тутси в Заир, после чего проинструктировал милиционеров, как во время проверки документов следует выявлять «врагов». Кроме того, есть данные, что в этот день Нсенгийюмва побывал также в ячейке Маженго близ Гисеньи, где выступил на собрании местной милиции. У многих были копья, мачете, мечи и дубины; среди них находилось и трое солдат. С Нсенгийюмвой были Самвура, Муньягишари, а также советник сектора Бьяхи и глава интерахамве ячейки. Нсенгийюмва заявил: «Вы знаете, что нашего президента убили. Это сделали иньензи, и у них есть много сообщников среди нас. Таким образом, каждый хуту должен немедленно встать на свою защиту, потому что если вы упустите время, они придут и уничтожат вас так же, как они уничтожили президента Республики». Он продолжил, показывая на небольшой листок бумаги, который держал у руке: «Здесь список главных иньензи, которые любой ценой должны быть уничтожены», а затем зачитал его. Милиционеры просили у него оружие, и Нсенгийюмва обещал позаботиться об этом. Не обошлось и без угроз в адрес тех местных политиков, кто не торопился принять участие в резне. Он обратился к одному из лидеров интерахамве Омару Серушаго с таким вопросом: «Почему же ты еще не начал убивать? Ведь твои друзья, твои товарищи уже принялись за работу. Чем ты здесь занимаешься?»

Эффект такой агитации и усилий Нсенгийюмвы вскоре стал более, чем очевидным. 

Уже утром 7 апреля на улицах города валялось множество мертвых тел: одни были застрелены, другие зарублены мачете. Убийцы врывались в дома и расправлялись как с тутси, так и с хуту, подозревавшимися в пособничестве РПФ, а затем принимались за грабеж. Некоторые хуту погибли, пытаясь защитить своих жен тутси. Кому-то удалось бежать или откупиться. Так, у одной семьи тутси солдаты потребовали деньги и, получив их, сказали: «Можете уходить. Найдутся другие, чтобы убить вас». В ряде случаев убивали мужчин, а девочек и женщин отпускали, но зачастую не щадили и их, даже беременных. 

Нсенгийюмва выполнил указание Багосоры по поводу Альфонса Кабилиги. Кабилиги, зная о готовящейся расправе, попросил убежища в местном отеле «Меридьен», однако получил отказ. Он забаррикадировался в своем доме, но вечером 7 апреля интерахамве сломали ворота и, угрожая бросить гранату внутрь жилища, если им не позволят войти, заставили открыть дверь. Дюжина милиционеров во главе с одним военным ворвались в дом. Они избили Кабилиги и стали требовать секретные документы РПФ. Он ответил, что у него ничего нет, и тогда один милиционер отрубил ему руку мачете. Кабилиги попросил не убивать его на глазах у детей. Его вывели во двор и

После их ухода находившаяся в доме близкая приятельница Кабилиги спряталась с его детьми в саду; в ночь с 8 на 9 апреля они были переданы представителям одной из ооновских организаций, работавших в этом регионе, которые затем вывезли их в Заир, получив на это разрешение Нсенгийюмвы.

.

Убийства в городе продолжались до 21:00. Вечером Нсенгийюмва похвалил интерахамве за их работу и предложил разойтись по домам. Но только на ночь.

День 7 апреля стал также началом массового кровопролития и в других районах префектуры Гисеньи. С раннего утра толпы тутси устремились к церковному комплексу Ньюндо. Традиционно церкви и монастыри в Руанде гарантировали неприкосновенность людям, оказавшимся объектом нападений. Так было и во время этнических чисток в 1991 и 1993 годах, когда гонимые обретали в их стенах убежище и надежду на спасение. Но в 1994 году религиозные учреждения утратили свой статус легального безопасного пространства и превратились в гигантские ловушки для жертв.

Подробнее читайте:
Кривушин, И. В. Сто дней во власти безумия: руандийский геноцид 1994 г. [Текст] / И. В. Кривушин ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 3-е изд., пересмотр. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2024. — 527, [1] с.

Источник

Нажмите, чтобы оценить статью
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»