В 2018 году исследователи обнаружили у берегов Турции следы древнего кораблекрушения, относящегося к бронзовому веку. На конец прошлого года, после нескольких сезонов работ, подводные археологи нашли на этом месте десятки медных слитков, в том числе 52 крупных слитка в форме подушки, а также свинцовые гирьки и прочие вещи, включая клинок древнего кинжала. Как сообщается в статье, опубликованной в Journal of Maritime Archaeology, скорее всего, торговое судно вместе с грузом затонуло в XVI веке до нашей эры или немного раньше.
У берегов Древней Ликии, где сегодня располагается турецкая провинция Анталья, за долгие годы исследований ученые уже не раз находили следы кораблекрушений бронзового века, в том числе известные Улубурунский и Гелидонский корабли, отправившиеся на дно моря вместе с ценным грузом. В 2018 году к ним добавилось еще одно древнее торговое судно, следы которого нашли примерно в 50 метрах от современной береговой линии в районе города Кумлуджа. На подводном склоне, на глубине от 37 до 45 метров, исследователи зафиксировали разбросанный груз, который перевозили по Средиземному морю в бронзовом веке — во II тысячелетии до нашей эры.
Ученые организовали исследования на этом месте, несмотря на сложности, связанные с работой на такой глубине. С 2019 года (с двухлетним перерывом, вызванным пандемией) подводные археологи обнаружили множество металлических слитков, которые лежали на морском дне больше трех тысяч лет. Типология найденных артефактов в ходе прошлых исследований позволила предварительно датировать крушение XVI–XV веками до нашей эры.
Теперь Хакан Ониз (Hakan Öniz) из Университета Акдениз представил результаты подводных исследований на месте этого крушения, достигнутые на конец 2024 года. В общей сложности за несколько сезонов работ ученые обнаружили на морском дне 52 медных слитка в форме подушки, которая предшествовала более известной форме слитков в виде бычьей шкуры. Подобные слитки в форме подушки иногда встречаются на памятниках, расположенных в Средиземноморье. В том числе их находили на памятниках острова Крит, относящихся к позднему минойскому периоду (около 1600–1450 годов до нашей эры). В одной из прошлых статей Ониз привел размеры слитка такой формы с затонувшего корабля. Его длина составляла от 42 до 46,4 сантиметра, ширина — от 24,4 до 31,1 сантиметра, а толщина — от 4,1 до 5,4 сантиметра.
Кроме того, среди груза с борта затонувшего судна подводные археологи нашли 19 слитков в форме дисков, диаметр которых составлял от 14 до 39 сантиметров, а также еще восемь фрагментов слитков неопределенного типа. На борту присутствовали и другие артефакты. Среди них: две небольших свинцовых гирьки дисковидной формы массой от 22 до 45 грамм, несколько десятков фрагментов керамики, в том числе ручка амфоры, остатки металлической чаши, рыболовный крючок и бронзовая игла.
Помимо этих вещей, в 2024 году подводные археологи обнаружили еще одну ценную находку. Они подняли с морского дна клинок кинжала из оловянистой бронзы, который крепился к рукояти на три заклепки. На двух заклепках, найденных рядом с артефактом, исследователи заметили остатки серебра, которым они были покрыты. Подобные кинжалы ранее встречались и на других памятниках бронзового века. По мнению Хакана Ониза, найденное оружие вполне могло быть изготовлено на Крите или как-то быть связано с этим островом. Кинжал можно датировать 1700–1600 годами до нашей эры или чуть более поздним временем.
На сегодняшний день исследователи закончили раскопки примерно половины затонувшего корабля, который, вполне вероятно, ушел на дно во время шторма. По словам Хакана Ониза, новые находки позволили немного уточнить время, когда произошло крушение. Вероятно, оно датируется XVI веком до нашей эры или немного более ранним периодом, на что указывает обнаруженный кинжал. Кроме того, исследователь предположил, что, возможно, на борту судна находился критский торговец, которому принадлежал груз.
Ранее в Средиземном море исследователи обнаружили обломки другого торгового судна, затонувшего в бронзовом веке. Следы этого крушения они нашли примерно в 90 километрах от берегов современного Израиля на глубине примерно 1,8 километра, где сохранились не только фрагменты самого корабля, но и его груз, включая неповрежденные амфоры.