
В Арктике даже атомный ледокол не всесилен. Каждый рейс здесь — игра с погодой, которая рождается на севере и управляет климатом всего полушария. Чтобы суда могли идти безопасно, капитанам нужны надежные прогнозы.
Одну из таких систем предсказаний строят в Гринатоме. Обычные метеомодели на высоких широтах почти бесполезны: станций мало, данных не хватает, а алгоритмы не рассчитаны на хаос арктического климата. Инженеры собирают спутниковые и радиолокационные снимки, нанимают метеоэкспертов и обучают сверточные нейросети выуживать из обрывков информации ключевые параметры — скорость ветра, направление течений, толщину и скорость нарастания льда.
Но чтобы предсказать погоду в Арктике, одной математики мало — нужна еще и география. Ведь опасные ледовые ловушки для судов формируются в местах впадения сибирских рек — пресная вода замерзает быстрее соленой. Алгоритмы, комбинируя десятки метеопоказателей, позволяют предсказывать ледообразование почти в десять раз точнее, чем прежние модели, — и могут помогают строить точные маршруты.
В первом эпизоде нового подкаста «Нестандартная модель» Андрей Коняев вместе с гостем — Александром Любинским, замдиректором Центра «Цифровая Арктика», — вспоминают любимые математические задачи, обсуждают, как рождается «Яндекс Навигатор для Северного морского пути» и пытаются понять, каково это — верифицировать прогноз там, где природа не оставляет второй попытки.
Следующие выпуски «Нестандартной модели» ждите на YouTube и на канале N + 1 в VK Видео — подкаст будет выходить каждую неделю.


