IT больше не удел программистов. Это универсально востребованная сфера, в том числе для гуманитариев и естественников. В этом материале рассмотрим, как историки, агрономы, биологи и лингвисты добиваются своих целей благодаря IT.
Содержание
Код вместо пергамента
Историки Института истории науки Общества Макса Планка проанализировали оцифрованную коллекцию из 359 учебников, изданных с 1472-го по 1650-й. Они использовались для проведения вводных занятий по геоцентрической астрономии. Считалось, что знание о расположении звезд имеет универсальную важность, от медицины до латинской поэзии, поэтому занятия по астрономии были обязательными для всех студентов. Выводы исследования указывают, что астрономия способствовала формированию международного научного диалога в XV–XVII веках.
Искусственный интеллект помог автоматически извлекать и сравнивать числовые данные из 10 000 таблиц, выявляя сходства и различия между текстами. Этот подход позволил преодолеть ограничения ручного анализа, подтвердив, что научные идеи распространялись через широкие образовательные сети, а не только через отдельных «гениев».
Интеграция гуманитарных наук и ML-технологий должна быть ориентирована на конкретные проблемы, отмечают авторы работы. В этом случае задача — упростить исследовательский процесс, используя ML для создания генеалогий между историческими источниками, что помогло бы отобрать источники из огромного количества неисследованного материала.
Код на грядке
Агрономы из Калифорнии используют роботов, чтобы отслеживать состояние посевов и бороться с сорняками на участках со сложным рельефом и хаотичной посадкой растений. Борьба с сорняками на плантациях черники в Калифорнии оценивается в 300 долларов за акр, а на плантациях клубники может превышать 1000 долларов за акр.
Для борьбы с сорняками агрономы используют робота-многоножку от стартапа Ground Control Robotics. Компактность, приземистость и вытянутая форма обеспечивают роботу возможность проникать в узкие пространства под кустарниками и между стеблями культурных растений, не нанося им вреда. Его способ передвижения повторяет принципы, характерные для настоящих многоножек.
Это устройство не отбирает работу у агрономов, а делает ее эффективнее благодаря достижениям механического проектирования, электротехники и программирования.
Код для крылатых
Орнитологам уже недостаточно просто наблюдать за птицами. Владение цифровыми инструментами, от баз данных до методов анализа, помогает сохранять биоразнообразие и принимать научно обоснованные решения. В исследовании, опубликованном в журнале Nature Ecology & Evolution, использовали компьютерное моделирование, чтобы спрогнозировать риски вымирания птиц на основе данных Международного союза охраны природы (IUCN).
Применение IT позволило решить ключевые задачи: проанализировать 11 характеристик почти 10 000 видов птиц, чтобы оценить их уязвимость; смоделировать разные сценарии защиты видов и выбрать наиболее эффективные стратегии; наглядно показать, какие группы птиц исчезают быстрее всего и почему. Без современных технологий — таких как автоматизированная обработка данных, статистический анализ и визуализация — подобные исследования были бы невозможны.
Код против вымирания
Лингвисты при помощи IT могут сохранить исчезающие языки. Примером успешного применения искусственного интеллекта в лингвистике стала разработка исследователей из Дартмутского колледжа, создавших систему NüshuRescue для сохранения древнего китайского письма Нюйшу. Используя всего 35 пар предложений для обучения языковой модели GPT-4 Turbo, ученые смогли автоматизировать перевод с китайского на Нюйшу, что значительно ускорило процесс оцифровки этого редкого письма. Такой подход особенно важен для языков с ограниченными ресурсами, где традиционные методы машинного перевода часто оказываются неэффективными.
Другое направление — применение распознавания речи и NLP для документирования устных языков. Например, для языка маори островов Кука была разработана система автоматической транскрипции аудиозаписей, что позволило ускорить обработку сотен часов устных текстов. Подобные технологии помогают не только сохранять языки, но и создавать обучающие приложения для новых поколений носителей. Однако, как подчеркивают исследователи, ключевая роль остается за носителями языков и лингвистами, поскольку ИИ может воспроизводить культурные стереотипы. Сочетание компьютерных методов и экспертной проверки становится основой для «оживления» исчезающих языков.
Без IT не войти
Экспертиза в IT перестала быть нишевой. IT применяют в различных сферах — от искусства до истории, не говоря уже о точных науках, в самых разных модуляциях — от аналитики данных до робототехники и создания приложений. Поэтому важно строить свой образовательный трек таким образом, чтобы освоить эти знания как можно раньше.
«Долгое время базой для получения образования по любому профилю было знание грамоты: вся информация передавалась в книгах — сначала рукописных, затем типографских. Неумение читать и писать стало преградой для карьерного роста в любой сфере, начиная от самых младших должностей. Сегодня новой базой для карьерного буста становятся IT-компетенции.
IT сегодня — это все, что связано с обработкой информации техническими средствами. Звукорежиссер обрабатывает терабайты звука, дизайнер — графику, ученый — данные своего эксперимента. Данные окружают нас повсюду.
Каждый человек для себя определяет глубину IT-навыков, которыми он должен владеть, — это может быть базовое знание компьютерных программ и поисковых систем или умение программировать. Советский ученый Андрей Петрович Ершов еще в 80-х называл программирование второй грамотностью, а сейчас уже неоспоримый факт, что базовое владение этим навыком необходимо для каждого современного человека».
Куратор образовательного проекта Samsung Innovation Campus (IT Школа ) Андрей Лимасов
Алгоритмическое мышление, которое помогает развивать программирование, укрепляет умение анализировать задачи, разбивать их на шаги, находить закономерности, формулировать инструкции и проверять их правильность. Это навык, который полезен не только в программировании, но и в решении повседневных задач.
«В базовом школьном курсе информатики есть стандартные темы: кодирование информации, логика, работа с текстовыми и графическими редакторами. На профильном уровне, например в 10–11-х классах, материал углубляется: добавляются основы теории алгоритмов, анализ сложности, появляются более серьезные практические задачи.
А вот в рамках программы Samsung Innovation Campus (IT Школа) мы идем дальше. Углубленно изучаются программирование, работа с базами данных, прикладные аспекты разработки. Главное отличие — это практическая проектная направленность. Мы не просто проходим синтаксис, а учим детей писать реальные приложения, разрабатывать проектные решения».
Куратор образовательного проекта Samsung Innovation Campus (IT Школа ) Андрей Лимасов
Samsung Innovation Campus (IT Школа) — это социально-образовательная программа для школьников. Обучение бесплатное и проводится в формате дополнительного образования. Есть очный формат на площадках в различных городах страны и дистанционное обучение, благодаря чему программа доступна для ребят из самых удаленных регионов России.
Samsung Innovation Campus (IT Школа) приглашает школьников 8–10-х классов на курсы «Разработка мобильных игр» и «Мобильная разработка». Узнать больше о программе и подать заявку на 2025/2026 учебный год можно с 1 августа на официальном сайте образовательного проекта. Старт обучения — с 22 сентября.
Реклама ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани». ИНН 7703608910. Erid 2W5zFJ91vBi