
Люди, которые обращались за неотложной помощью после приема галлюциногенов, в шесть раз чаще подвержены риску развития маниакального эпизода в течение трех лет после госпитализации. Кроме того, почти в четыре раза повышается риск постановки диагноза биполярного расстройства. Результаты масштабного популяционного исследования опубликованы в PLoS Medicine.
Рекреационное употребление галлюциногенов остается глобальной проблемой здравоохранения. Так, в 2021 году в России 27 процентов острых отравлений наркотиками приходились на галлюциногены, а в Северной Америке число посещений отделений неотложной помощи, связанных с употреблением галлюциногенов, увеличилось на 54 процента в период с 2016 по 2022 год в Калифорнии и на 86,4 процента в период с 2013 по 2021 год в канадском Онтарио.
Растущее употребление галлюциногенов выявило пробелы в понимании его потенциальных неблагоприятных последствий для психического здоровья. Одной из возможных долгосрочных проблем, связанных с употреблением галлюциногенов, считается развитие биполярного расстройства или маниакальных приступов у людей с существующим расстройством. Однако существует недостаточное количество исследований, подтверждающих эту связь.
Исследовательская группа под руководством Дэниела Майрана (Daniel Myran) из Оттавского университета использовала популяционную когорту в Онтарио — самой густонаселенной провинции Канады, — чтобы изучить связь между неотложной помощью (посещением отделения неотложной помощи или госпитализацией), связанной с употреблением галлюциногенов, и неотложной помощью по поводу маниакального синдрома или постановкой диагноза биполярного расстройства. В исследовании использовались электронные медицинские карты пациентов в возрасте с 14 до 65 лет за период с 2008 по 2022 год.
Общая выборка исследования составила 9311844 человека, из которых 7285 (0,08 процента) получили неотложную медицинскую помощь в связи с употреблением галлюциногенов. Пациенты, которым оказывалась такая помощь, чаще проживали в районах с низким уровнем дохода, были бездомными и ранее получали амбулаторную психиатрическую помощь.
В течение трех лет 104 человека (1,43 процента), которые получали неотложную помощь после употребления галлюциногенов, также обращались за неотложной помощью из-за маниакального приступа. В общей популяции только 41 человек (0,06 процента) обращался за помощью по аналогичной причине. После сопоставления и корректировки результатов удалось выяснить, что обращение за неотложной помощью после употребления галлюциногенов связано с шестикратным повышением риска обращения за неотложной помощью по поводу маниакального эпизода в течение трех лет по сравнению с общей популяцией (отношение рисков 5,97).
Неотложная медицинская помощь после употребления галлюциногенов оказалась связана и с повышенным риском как неотложной медицинской помощи при биполярном расстройстве (отношение рисков 3,75), так и новых диагнозов биполярного расстройства в амбулаторных условиях (отношение рисков 3,50). Примечательно, что употребление каннабиса эти риски не повышало.
Основной проблемой своего исследования авторы называют ограниченность выборки из неотложных пациентов. Из-за нее наблюдаемая связь может не отражать положение дел у подавляющего большинства потребителей галлюциногенов, которые не нуждаются в неотложной медицинской помощи. Кроме того, ученые не оценивали, как типы галлюциногенов и способ их употребления влияют на исследуемую связь. Тем не менее нынешнее исследование убедительно показало значительную ассоциацию между употреблением галлюциногенов и развитием психических расстройств.
Ученые находили у галлюциногенов и полезные эффекты в клинических исследованиях. Например, микродозинг ЛСД облегчил симптомы большой депрессии.

