
Однажды Шнобелевскую премию дали за объяснение того, почему кал вомбатов всегда кубической формы. Теперь на горизонте появились новые потенциальные лауреаты: биологи из Токийского университета выяснили, что пестролицые буревестники почти всегда испражняются прямо в полете. Они прикрепили камеры к брюшкам пятнадцати птиц и засняли 195 дефекаций — только одна из них произошла на воде.
Ученые подсчитали, что за час буревестник сбрасывает около 30 граммов фекалий — почти пять процентов своего веса. Такая привычка, вероятно, помогает птицам не контактировать с собственными экскрементами и защищает их клоаку от морской воды, хотя есть вероятность, что садиться на воду им просто неудобно. Если вы задаетесь вопросом о том, зачем биологам потребовалось наблюдать за дефекацией буревестников, вот две причины: во-первых, гуано птиц может быть источником питательных веществ для планктона, а во-вторых, с фекалиями в воду могут попадать патогены — например, вирус птичьего гриппа. Как еще фекалии животных могут неожиданно влиять на экосистемы — объясняют Андрей Коняев и Ирина Воробьева в новом выпуске «Перста Фомы».
Еще в выпуске расскажут, каким образом в марсианской мантии нашли фракталы, может ли поза сфинкса облегчить боль, как идея холодного ядерного синтеза пригодилась в работе с дейтерием, почему турчанка не узнала мужа после ОРВИ и зачем гориллам понадобились шестьдесят три жеста.
Прошлые выпуски «Перста Фомы» смотрите на YouTube и на канале N + 1 в VK Видео — подкаст выходит каждую неделю.