Ученые провели проспективное когортное исследование и метаанализ, и показали, что наличие метаболического синдрома связано с повышенным риском развития болезни Паркинсона. В работе они использовали данные почти полумиллиона человек, а для метаанализа интегрировали их с восемью опубликованными обсервационными исследованиями (в сумме почти 25 миллионов участников). Результаты опубликованы в журнале Neurology.
Метаболический синдром — это комплекс нарушений, который характеризуется абдоминальным ожирением, повышенным уровнем глюкозы натощак, артериальной гипертензией и дислипидемией. Метаболический синдром повышает риск развития множества хронических заболеваний — сердечно-сосудистых, онкологических, сахарного диабета второго типа и деменции. Этот фактор риска модифицируемый и может быть уменьшен с помощью превентивных стратегий. Предыдущие исследования связи с риском развития болезни Паркинсона давали противоречивые результаты и имели разные ограничения, например, недостаточную продолжительность наблюдений или рассмотрение не всех возможных сопутствующих факторов.
Вэйли Сюй (Weili Xu) из Каролинского института с коллегами использовали в работе данные 467,2 тысячи человек в возрасте 37–73 лет (в среднем 56,53 года; 54,26 процента — женщины) из репозитория UK Biobank без болезни Паркинсона на исходном уровне. Метаболический синдром определяли как сочетание трех и более следующих факторов: увеличенная окружность талии, артериальная гипертензия, дислипидемия, гипертриглицеридемия и гипергликемия. Информацию о развитии болезни Паркинсона брали из электронных медкарт. Связь между этими заболеваниями оценивали методом коксовской регрессии.
Также авторы работы рассчитали полигенный индекс риска (PRS), который отражает генетическую предрасположенность участников к болезни Паркинсона. Для этого использовали 26 связанных с болезнью однонуклеотидных полиморфизмов (SNP), обнаруженных путем байесовского метаанализа проведенных ранее полногеномных поисков ассоциаций (GWAS). Согласно этому индексу, участников распределили в группы с низкой, средней и высокой предрасположенностью, отдельно оценили ее влияние на связь метаболического синдрома с болезнью Паркинсона.
Метаболический синдром был у 37,97 процента участников. За более чем 6,6 миллиона человеко-лет наблюдения у 3222 участников развилась болезнь Паркинсона (5,01 случая на 10 тысяч человеко-лет). При метаболическом синдроме риск ее развития оказался существенно выше (отношение рисков 1,39), причем при большем количестве компонент синдрома этот риск дополнительно увеличивался. Наибольшим он был при сочетании метаболического синдрома и высокой предрасположенности к болезни Паркинсона по PRS (отношение рисков 2,58), хотя сохранялся и при низкой предрасположенности.
Для дополнительной проверки полученных результатов авторы работы выполнили метаанализ, интегрировав использованные данные UK Biobank с восемью опубликованными обсервационными исследованиями (в сумме почти 25 миллионов участников и почти 100 тысяч случаев болезни Паркинсона). Он подтвердил повышение риска этой болезни при метаболическом синдроме (обобщенный относительный риск 1,29).
Таким образом, крупное долгосрочное проспективное исследование и метаанализ подтвердили, что наличие метаболического синдрома связано с повышенным риском болезни Паркинсона, особенно у людей с высокой предрасположенностью, но не только у них.
Ранее в 2025 году корейские ученые в крупном долгосрочном исследовании показали, что метаболический синдром связан с 24-процентным повышением риска ранней деменции, которая развивается в возрасте от 45 до 64 лет.