Американские ученые разработали вакцину, которая помогает T-клеткам лучше распознавать мутантные белки опухолевых клеток. А поскольку альбумин транспортирует препарат непосредственно в лимфатические узлы, это дополнительно усиливает эффективность вакцины. Ее испытали у людей с раком поджелудочной железы и колоректальным раком: иммунитет выработался у большей части участников, также увеличился период без рецидива заболевания. Результаты первой фазы клинических испытаний опубликованы в журнале Nature Medicine.

У больных с раком поджелудочной железы и колоректальным раком часто бывают рецидивы, даже несмотря на операцию и химиотерапию, и и в этом случае могут помочь вакцины от рака. Вакциной в этом случае называют препарат, который стимулирует иммунную систему (чаще всего T-клетки), чтобы она эффективнее находила и уничтожала опухоль.
До четверти опухолевых клеток у людей несут мутацию в гене KRAS, кодирующем белок, который участвует в передаче сигналов для роста и деления клеток. Клетки рака поджелудочной железы обладают такой мутацией в 93 процентах случаев, а клетки колоректального рака – в 50 процентах случаев. Поэтому клетки с такой мутацией могут быть хорошей мишенью для разработки вакцин.
Эйлин О’Райли (Eileen M. O’Reilly) из Мемориального онкологического центра имени Слоуна — Кеттеринга с коллегами создала вакцину, которая призвана помочь T-клеткам эффективнее распознавать клетки опухоли поджелудочной железы и колоректального рака. В ней мутантные белки KRAS связаны с альбумин-связывающим доменом. Эндогенный альбумин, связываясь с этим доменом, доставляет вакцину в лимфатические узлы, где она запускает T-клеточный иммунитет. При этом доставка препарата непосредственно в лимфатические узлы сама по себе тоже усиливает иммуногенность вакцины.
Исследователи испытали вакцину в первой фазе клинических исследований у 20 человек с раком поджелудочной железы и у 5 человек с колоректальным раком, которые пред этим получили стандартное лечение, включавшее в себя операцию, химиотерапию и лучевую терапию. После введения экспериментального препарата за пациентами наблюдали в течение 20 месяцев. За это время у 68 процентов (17 человек) выработался T-клеточный иммунный ответ. При этом иммунная система реагировала не только на мутантные белки KRAS, содержащиеся в вакцине, но и на мутантные белки KRAS, специфичные для каждого пациента.
Для восьми пациентов, у которых не выработался иммунный ответ на вакцину, медиана безрецидивной выживаемости (то есть время, прошедшее от начала лечения до момента, когда у половины пациентов случился рецидив) составила 3,02 месяца. Для 17 человек, у которых специфический T-клеточный ответ выработался, медиана безрецидивной выживаемости осталась недостигнутой, так как более половины участников прожили 20 месяцев без рецидива.
Впереди у препарата вторая фаза клинических исследований в группе из 135 человек с раком поджелудочной железы. Вакцине предстоит подтвердить свою безопасность, а ученым определить, какую схему введения лучше использовать.
Другая группа исследователей параллельно разрабатывает еще одну вакцину от рака поджелудочной железы. Недавно мы рассказывали, что в клинических испытаниях она позволила людям дольше прожить без рецидива.