Блоги

«Смех не без причины. Язык и механизмы комического в новых жанрах интернет-поэзии: монография». Как пирожки отклоняются от языковых норм

В начале 2000-х в рунете появился новый поэтический жанр — пирожки. Эти самостоятельные четверостишия, с тех пор ставшие чрезвычайно популярными, стараются рассмешить читателя, пренебрегая нормами и ловко обманывая ожидания. В книге «Смех не без причины. Язык и механизмы комического в новых жанрах интернет-поэзии: монография» (издательство «Дискурс») лингвисты Мария Ковшова и Максим Кронгауз рассказывают, как устроены пирожки, а также порошки, депрессяшки и другие стишки. Книга вошла в длинный список премии «Просветитель» 2025 года. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о том, как авторы пирожков нарушают языковые правила, чтобы добиться комического эффекта.

§ 2. Языковые нарушения в стишках как источник комизма

Природе комического, его осмыслению в философском, этическом и эстетическом аспектах в их взаимосвязи с языковыми механизмами комизма посвящены исследования [Арутюнова 2007]; [Рюмина 2003]; [Санников 2002] и другие, в которых неизменно отмечается такая черта комизма, как нарушение правил. «Сущность комического определяют абсурд, нелогичность, нелепость определенных явлений, несоответствие каким-либо нормам, понятиям, превратность» [Сахарова 2007: 329]. Согласно «пирожковому» манифесту, стишки изначально нацелены нарушать правила и нормы письменной литературной речи, и главная особенность языка стишков в этом и состоит. Стишки не принимают во внимание орфографические и пунктуационные нормы, не боятся перевернутых букв или включения в текст новых графических знаков (например, знака #), отсутствия заглавных букв, упрощения или ослабления грамматики; в стишках активно используется субстандарт (просторечие, жаргоны, обсценная и бранная лексика). При всем том выход за рамки дозволенного не мешает «держать» в стишках логическую и смысловую связь:

убить филолога так просто
к нему с утра стучисся в дом
и прямо в дверях убиваешь
пальтом

© zhigaltcev

футбол футбол сказал бы пушкин
когда бы в наше время жил
потом прищурился б и жопу
нарисовал бы на полях

© masson

Намеренное отклонение от языковых норм влечет за собой и другие отклонения. В стишках комизм, во многом, образуется благодаря языковым девиациям, стилистическому и смысловому контрасту и игре на разных уровнях языка, что создает основу для логических и других «когнитивных» искажений и в то же время является способом «выходить» на неожиданный, часто парадоксальный смысл. 

На фонетическом уровне в стишках используется ненормативное ударение, девиантные трансформации звуков в слоге и другие. Отклонения от нормы служат как смысловым, так и «строительным» целям, обеспечивают в стишке размер и ритм, имитируют устность. 

В стишках слово как слышится, так и пишется; фонетическое письмо в тексте способствует созданию образа «простого человека» и приглашает читателя к неформальному общению:

вот ты на вид больной и нищий
а за бухлом приходишь с тыщей

© aleks

олега встретил у порога
чужой резиновый сапог
пидисятпятого размера
внесенный позже в протокол

© o-znake

ты истопи жена мне баню
ты мать вихры мне расчеши
ты вышей вышей мне нарколог
чо вшил

© Нестер Пим

Однако все же в стишках не все слова пишутся, как слышатся; например, в приведенных примерах слова «тыща», «пидисятпятый», «чо», девиантная глагольная форма «вышей» погружены в нормативный контекст и выделяются в нем, как просторечные формы; возникает стилистический контраст, создающий комический эффект. Экспрессивность в стишках часто усиливается омофонией:

неужто ты моя невеста
ответом грянуло яволь
но петыр все же сомневался
яво ль

© ленкорист

В стишках обыгрываются равноправные варианты ударения; например:

глеб в продуктовом магазине
купил и творог и творог
творог отдал жене и детям
а творог будет есть один 

© Михаил Гаевский

К фонетической игре добавляются другие игровые приемы, например использование известных экспрессивных цитат:

глеб упал с обрыва
в третий раз подряд
патамушта карты
правду говорят

© Nilpferd

Авторы стишков выполняют известное предписание: при скрытом слоге добавлять гласные в слово, чтобы стишок был правильно прочитан и не нарушал правил, однако акцентированное прочтение слова, заданное добавленными гласными, искажает его звуковой облик («петыр», «кремыль» и другие).

исус нарезал из журнала
печатных букв и склеив текст
отправил в кремыль президенту
володя бог вапщета я

© urri

мой друг пришел ко мне с плакатом
что мол фашизым не пройдет
а я ему даю таблетку
попробуй у меня прошел

© zh

Стишкам свойственна шутливая игра со звуками и буквами, направленная на создание окказиональных форм:

вы тутта ларсен это круто
но я окончил институт
и знаю правильно не тутта
а тут

© Арчи Бальчи

козелл виднелось на заборе
олег фломастеры достал
и возмущение усилил
до ста л 

© NataliE

На словообразовательном уровне в стишках проявляется активное словотворчество:

вовремя заметил
что я приуныл
и засемиструнил
и заайнаныл

© estь 

представь что мы антиколумбы 
и закрыватели земель 
и там где мы с тобой проплыли
на карте темное пятно 

© Дарья 

снова в понедельник
робинзоногрусть
выходным шепчу я
к пятнице вернусь

© eЖeVika

В последнем стишке грусть по пятнице, которую начинаешь ждать уже с понедельника, передана с помощью аллюзии к роману Даниэля Дэфо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Аллюзию обеспечивает окказиональный неологизм «робинзоногрусть»; в стишке также обыгрывается имя персонажа (Пятница).

Также можно отметить использование в одном контексте слов, которые не входят в отношения производности, но создают такое впечатление. Особенно интересно это проявляется в игре с личными именами:

аркадий мастерит скворешник
для обездоленных скворцов
ему то самому аркашник
при жизни вряд ли смастерят

© Arman Teo

В стишках находят себе место окказиональные формы слов, которые хорошо «работают» на образ персонажей и общий смысл стишка. Так, в первом примере используется просторечие «не боись», а также устарелая форма «воспоют»; во втором стишке есть элементы детской речи.

а может ты ее утопишь
приятель стеньке предложил
ты не боись я все устрою
ещо и в песне воспоют

© supposedly-me

детство вспоминая
горько плакаю
кормят в жизни взрослой
всякой какою 

© ZAK

На грамматико-морфологическом уровне отмечается ожидаемое в устно-разговорном варианте языка «нашествие» личных местоимений, частиц, соединяющих реплики, и других. Среди особенно «любимых» выделяется частица «ну».

ну что принес спросил геннадий
а я не смог ответить нет
и он еще почти минуту
смотрел с надеждой на меня

© jordana

ну хочешь я убью соседей
и ты сказала а хочу
а я к такому повороту
признаюсь честно не готов

© Сашэ

ну оренбургский ну пуховый
ну подарил ну от души
ну потеряла ну зачем же
душить 

© silakrыbak muzz alesya

На синтаксическом уровне наиболее характерной приметой устности и разговорности является прямая речь; вопросно-ответные микродиалоги; активно используются эллиптические конструкции; производится ситуативная элиминация существительных.

а помнишь я к тебе в подсобку
пришла в ночнушке до колен
и ты мне строго так оксана
а я олег петрович што

© lyuli

зато не пьет сказала зоя
и все подруги за столом
умолкли пробуя представить
а как это когда не пьет

© ffairhair

а вы могли бы ради счастья
и ради мира на земле
могу сказала зинаида
сама хотела предложить

© Старик Похабыч

на днях я к гудвину ходила
чтоб миру мира пожелать
спросил тогда волшебник робко
а может все таки мозгов

© laipyappa

Заметно присущее устно-разговорному варианту ослабление синтаксических связей, нарушение порядка слов:

я эти вешние разливы
не променяю ни на что
сначала думал променяю
но понял нет а думал да

© Нестер Пим

в первый класс хотелось
очень сильно мне
во второй хотелось
очень сильно не

© TA

Синтаксические девиации ведут к парадоксальным обобщениям в стишках:

я дорешал задачу жызни
в ответе получилось нет
причом такие же ответы
кого я спрашивал у всех 

© vera

я без очков людей не вижу
поэтому их не ношу

© Ольга Максимова

В первом примере наблюдаются синтаксические ошибки: употребление отрицательной частицы «нет» в качестве подлежащего в первой части стишка и пропуск сказуемого во второй части (смотри также [Берестнев 2022: 83]). В последнем примере нарушено стилистическое правило употребления местоимения в предложении, и получается, что персонаж стишка говорит: «я не ношу людей». Синтаксическая небрежность свойственна устной разговорной речи, и потому «операция» по восстановлению синтаксических и когнитивных нарушений происходит легко, однако такие нарушения успевают позабавить читателя.

Подробнее читайте:
Ковшова, М. Л.; Кронгауз, М. А. Смех не без причины. Язык и механизмы комического в новых жанрах интернет-поэзии : монография / М. Л. Ковшова, М. А. Кронгауз. — Москва : Дискурс, 2024. — 208 с. : ил.

Источник

Нажмите, чтобы оценить статью
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»