Американские врачи описали случай психоза и электролитных нарушений у пожилого мужчины из-за хронического отравления бромом, который он начал употреблять после консультации с языковой моделью ChatGPT. Сообщение опубликовано в журнале Annals of Internal Medicine: Clinical Cases.
Хроническое отравление бромом, или бромизм, проявляется разнообразными нейропсихиатрическими и дерматологическими симптомами. Это состояние было очень распространено в начале XX века, когда препараты брома продавали без рецепта и хронически применяли для лечения различных состояний, таких как бессонница, истерия и тревожность. После прекращения широкого применения подобных препаратов случаи бромизма стали редкими.
Одри Айхенбергер (Audrey Eichenberger) с коллегами по Вашингтонскому университету в Сиэтле сообщили о случае 60-летнего мужчины без значимых предшествующих психических и соматических заболеваний, который поступил в неотложное отделение с опасениями, что сосед пытается его отравить. По его словам, он не принимал никаких препаратов и пищевых добавок. Его основные жизненные показатели и данные общего и неврологического осмотров были в норме. В лабораторных анализах наблюдались повышенный уровень хлора 126 (при норме 98–108) миллимоль на литр, отрицательный анионный интервал -21 (при норме 4–12) миллиэквивалент на литр, сниженный уровень фосфатов менее 10 (при норме 25–45) миллиграмм на литр.
Анализ газов венозной крови выявил компенсированный респираторный ацидоз и метаболический алкалоз (pH крови 7,35; парциальное давление углекислого газа и кислорода 64 и 23 миллиметра ртутного столба; концентрация бикарбонатов 35 миллиэквивалентов на литр). Уровни натрия и креатинина были в норме, скрининг мочи на наркотики и анализ на алкоголь были отрицательными. Пациенту начали проводить мониторинг и коррекцию уровня электролитов.
При поступлении мужчина сообщил, что соблюдает многочисленные диетические ограничения и дистиллирует дома питьевую воду. Он испытывал сильную жажду, однако проявлял страх по отношению к предложенной воде. Врачи начали проводить широкую дифференциальную диагностику, включая отравление тяжелыми металлами, и подключили к ней токсикологические службы. Исключив псевдогиперхлоремию, специалисты сошлись на том, что наиболее вероятным диагнозом может быть бромизм. В течение первых суток в стационаре пациент проявлял нарастающие признаки паранойи, зрительных и слуховых галлюцинаций, а также предпринял попытку побега, после чего был принудительно помещен под психиатрическое наблюдение. Ему назначили антипсихотик рисперидон, титруя дозу до трех миллиграмм в сутки.
После инфузионной терапии соматическое состояние пациента стабилизировалось, респираторный ацидоз и метаболический алкалоз компенсировались, и мужчину перевели в психиатрическое отделение. Гипофосфатемию сочли признаком рефидинг-синдрома, поскольку пациент придерживался крайне ограниченной вегетарианской диеты и имел дефицит различных микронутриентов, включая аскорбиновую кислоту, цианокобаламин и фолаты. Когда его психическое состояние улучшилось, он сообщил, что недавно стал отмечать акне на лице, сенильные гемангиомы, повышенную утомляемость, бессонницу, легкую атаксию и полидипсию, которые также хорошо укладывались в картину бромизма.
При дальнейших расспросах мужчина рассказал, что, прочитав о негативных эффектах поваренной соли, он удивился тому, что может найти в интернете только сведения об ограничении в диете натрия (с которым и связаны негативные эффекты соли), но не хлора. Вспомнив изучение питания в колледже, он решил поставить на себе эксперимент по исключению хлора из питания. Спросив ChatGPT (судя по времени, версии 3.5 или 4.0), на что можно заменить этот анион, мужчина получил ответ, что на бром (история диалога не сохранилась, поэтому неясно, как именно был сформулирован вопрос пользователя). Он приобрел бромид натрия через интернет и в течение трех месяцев заменял им пищевую соль.
В течение трех недель госпитализации уровень хлора и анионный интервал пациента постепенно нормализовались, психотические симптомы купировались. Перед выпиской рисперидон отменили, и при повторном осмотре через две недели психическое состояние оставалось стабильным. Пришедшие результаты анализа на бром показали, что его концентрация в крови мужчины достигала 1700 (при референсных значениях 0,9–7,3) миллиграмм литр. В качестве эксперимента врачи повторили вопрос к ChatGPT о возможностях замены хлора и получили ответ, что «в зависимости от контекста» это может быть бром, без предупреждения о возможном вреде для здоровья или уточнения, почему пользователь интересуется этим вопросом. Специалисты обращают внимание коллег на то, что языковые модели необходимо принимать во внимание при выяснении, откуда их пациенты получают информацию по вопросам здоровья.
Тем не менее, при правильном подходе языковые модели могут приносить пользу — по меньшей мере, в психотерапии. Американские исследования провели клинические испытания генеративного чат-бота Therabot, настроенного при участии экспертов, и выяснили, что общение с ним существенно уменьшает проявления депрессии, тревожности и расстройств пищевого поведения.