Новости

Два мальчика заразились паразитическими червями енотов. Личинки поразили мозг и глаза

Американские исследователи сообщили о двух несвязанных случаях байлисаскаридоза — заражения гельминтами енотов — у калифорнийских мальчиков. У одного заболевание выявили и вылечили своевременно, а у другого — с промедлением, что привело к стойким неврологическим нарушениям. Сообщение опубликовано в журнале Центров по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) Morbidity and Mortality Weekly Report.

Байлисаскаридоз — это инвазия круглым червем Baylisascaris procyonis, окончательным хозяином которого служат еноты-полоскуны (Procyon lotor). Эти животные выделяют яйца паразита с фекалиями в окружающую среду, где они могут сохранять жизнеспособность годами. При проглатывании дополнительным хозяином, в том числе человеком, яйца в его организме развиваются в личинки, которые могут мигрировать во внутренние органы, мозг и глаза, вызывая соответствующие симптомы. Поначалу эти проявления напоминают токсокароз, но в отличие от токсокар личинки байлисаскарид могут расти в центральной нервной системе до большого размера (12–24 сантиметра) и вызывать тяжелые неврологические нарушения. У человека эта инвазия развивается крайне редко — в США, где гельминт эндемичен среди енотов, за всю историю наблюдений было зарегистрировано лишь 35 случаев.

Айлин Вон (Aisling Vaughan) из CDC и Департамента здравоохранения округа Лос-Анджелес с коллегами сообщили о двух случаях байлисаскаридоза в округе в 2024 году. Первый пациент, подросток 14 лет, страдал расстройством аутистического спектра и парорексией (склонностью к употреблению в пищу несъедобных субстанций). В мае 2024 года его госпитализировали с недельной историей поведенческих нарушений, включавших сонливость, сниженную активность, спутанность сознания и шаткость при ходьбе. В анализе крови у него наблюдалась эозинофилия (14 процентов эозинофилов при норме 1–3). Симптомы прогрессировали, на МРТ мозга визуализировались многочисленные очаги усиленного сигнала. В спинномозговой жидкости также вывили эозинофилию (15 процентов). Клиницист, которые ранее наблюдал случай байлисаскаридоза, заподозрил у мальчика этот диагноз. При офтальмологическом исследовании в глазу пациента обнаружили живого червя, которого устранили лазерной абляцией. Врачи немедленно начали терапию албендазолом и глюкокортикоидами, биообразцы отправили в CDC, где диагноз подтвердили иммунологически. После шести недель терапии симптомы заболевания прошли, и неврологический статус мальчика вернулся к исходному состоянию.

Вторым пациентом стал 15-месячный ребенок, который развивался нормально согласно возрасту. Его госпитализировали в июне того же года по поводу энцефалопатии, летаргии, общей слабости, шаткости походки и прогрессивно возрастающего мышечного тонуса. В анализах крови и спинномозговой жидкости наблюдалась эозинофилия (53 и 16 процентов соответственно). На МРТ мозга были видны диффузные изменения белого вещества. В двух больницах мальчика лечили эмпирически от диссеминированного энцефаломиелита иммуноглобулином, глюкокортикоидами, ритуксимабом и плазмаферезом. Через шесть недель пациента выписали с гастростомическим зондом под амбулаторное наблюдение с рекомендацией постепенной отмены глюкокортикоидов. Через три месяца после появления симптомов ребенка доставили в нейроиммунологическую клинику, где его осмотрел врач, лечивший первого пациента, и заподозрил тот же диагноз. При офтальмологическом исследовании у него также обнаружили живого паразита и провели лазерную абляцию. Анализ биообразцов в CDC подтвердил байлисаскаридоз. Пациенту назначили шестинедельный курс албендазола с глюкокортикоидами, которые устранили инвазию, однако из-за несвоевременно начатого лечения у него сохранились тяжелые неврологические последствия в виде когнитивных, двигательных и зрительных нарушений.

Получив сообщения об этих случаях, Департамент здравоохранения округа Лос-Анджелес инициировал эпидемиологическое расследование. Семья первого пациента сообщила, что часто видит енотов, которых привлекает кошачий корм на соседнем дворе. На крыше дома семьи была обнаружена уборная (место дефекации) енотов, откуда фекалии по наклонной крыше скатывались ко входу в дом и были найдены у лестницы выхода во двор. Поскольку подросток страдал парорексией, было вероятным, что он мог съесть загрязненную фекалиями почву. Департамент порекомендовал немедленное устранение уборной, обеззараживание территории и меры по недопуску на нее енотов, чтобы избежать повторного заражения. Полностью прекратить визиты енотов не удалось, и врач назначил профилактические 10-дневные курсы албендазола двум другим детям семьи, у одного из которых также была парорексия. Семья запланировала переезд в новый дом. Расследование второго случая было менее информативным. Енотов периодически наблюдали в районе проживания, но не на придомовой территории и не в дошкольном учреждении, которое посещал мальчик. Родители сообщили, что неоднократно видели у него во рту почву и мульчу из древесной коры во дворе и на прогулках, которые могли стать источником заражения.

После этих случаев департамент провел информационную кампанию в районах проживания пациентов, охватившую 476 домохозяйств и 35 дошкольных учреждений. Также были выпущены методические пособия по профилактике, диагностике и лечению байлисаскаридоза для сотрудников системы здравоохранения и ветеринарных служб.

Ранее мы рассказывали о первом случае обнаружения живой взрослой особи паразитического плоского червя (свиного цепня) в мозге человека, а также о единственной известной инвазии человеческого мозга личинкой круглого червя Ophidascaris robertsi, который паразитирует на ковровых питонах.

Источник

Нажмите, чтобы оценить статью
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»